М. К. Эшер (Maurits Cornelis ESCHER) (1898-1972) - выдающийся художник, чьи работы привлекали внимание многих математиков. Его гравюры показывают нам парадоксальные миры, покрытия с ошеломляющими симметриями и бесконечными перспективами, в общем, то, что действительно не оставляет математиков равнодушными!
Одна из самых известных картин Эшера называется Рептилии. На альбомной странице мы видим мозаику из плоских ящериц, которые прилегают друг к другу, не оставляя свободного места.
Это - картина плоского мира: ящерицы, живущие на странице, знают только эту страницу, окружающее же пространство для них неведомо. Мы видим их и знаем, что их плоский мир - это всего лишь страница тетради, лежащей в нашем пространстве, но плоские ящерицы не знают этого.
Одна из этих ящериц нашла способ выбраться из своей плоскости и посетить наш мир. Мы видим её внизу листа, постепенно обретающую плотность, взбирающуюся на книгу, использующую угольник в качестве моста, ведущего к выступу в форме додекаэдра, прежде чем спуститься вниз и вернуться в свой плоский мир, но уже впитав новый опыт, словно учёный, который только что открыл новый континент.
Картина даёт возможность задуматься: если эти ящерицы не знают о существовании внешнего мира вокруг, то, может, и мы находимся в схожей ситуации? Может быть, существует мир, “внешний” для нашего, мир, который мы не способны воспринимать?
Одна из самых известных картин Эшера называется Рептилии. На альбомной странице мы видим мозаику из плоских ящериц, которые прилегают друг к другу, не оставляя свободного места.
Это - картина плоского мира: ящерицы, живущие на странице, знают только эту страницу, окружающее же пространство для них неведомо. Мы видим их и знаем, что их плоский мир - это всего лишь страница тетради, лежащей в нашем пространстве, но плоские ящерицы не знают этого.
Одна из этих ящериц нашла способ выбраться из своей плоскости и посетить наш мир. Мы видим её внизу листа, постепенно обретающую плотность, взбирающуюся на книгу, использующую угольник в качестве моста, ведущего к выступу в форме додекаэдра, прежде чем спуститься вниз и вернуться в свой плоский мир, но уже впитав новый опыт, словно учёный, который только что открыл новый континент.
Картина даёт возможность задуматься: если эти ящерицы не знают о существовании внешнего мира вокруг, то, может, и мы находимся в схожей ситуации? Может быть, существует мир, “внешний” для нашего, мир, который мы не способны воспринимать?
Вообще, в этой картине заключено множество философских подтекстов. Мы видим четыре элемента, которые по предположению Платона, составляют мир: вода в стакане, пары воздуха, выдыхаемые ящерицей, земля в горшке и огонь, символизируемый спичечной коробкой, - мы также видим додекаэдр, “пятую сущность” в теории Платона… Может ли быть, что надпись “Job” (Иов) на папиросной бумаге является аллюзией к Библии?
Вы можете найти биографию и большую коллекцию работ М. К. Эшеа на сайте, посвященном художнику, а также на Official M.C.Escher Website, published by the M.C. Escher Foundation and The M.C. Escher Company B.V.
Источники: dimensions-math.org, mcescher.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий